Почему мы соревнуемся? 2 часть

Действительно ли соперничество более продуктивно?

Помогает ли сравнение с другими в развитии? Многие утверждают, что дух соревновательности более продуктивен. Они утверждают, что соперничество раскрывает наши лучшие стороны и развивает все лучшее, что есть в человеке. Давайте посмотрим, так ли это.

Вначале рассмотрим такое понятие как "успех". Западное мышление, сравнивая понятие "успех" и понятие "выигрыш", не видит в этом никакой разницы. Таким образом, "выигрыш" это то же самое, что и "успех". Но на самом деле, люди приравнивают "сделать что-либо хорошо" к "выиграть у кого-либо". В сути своей успех и соревнование не являются одним и тем же. Успех в достижении цели не основывается на выигрыше у других. Точно также неуспех в достижении цели не равно проигрышу другим.

Такие ученые как Мортан Голдмен и Эбаних Уорки утверждают, что именно сотрудничество способствует более эффективному достижению цели. Все их исследования подтверждаются фактами и статистикой. Например, из 122 экспериментов, проведенных с 1924 по 1980 год, опубликованных Дэвидом и Роджером Джонсоном, а также их коллегами, 65 экспериментов показали, что больший уровень достижений был связан именно в сотрудничестве, а не соперничестве. 8 показали обратное и 35 не дали никакой разницы. Сотрудничество в большей степени способствовало успеху и достижениям у 108 студентах, у 6 был обратный результат, и 42 студента оказались нейтральными. Превосходство сотрудничества над соперничеством было отмечено во всех областях знания и во всех возрастных группах.

Одним из интересных наблюдений было то, что в группе, где существует широкий диапазон уровня знаний, участники не стремятся "догнать" "первых". А "первые" не стремятся стать еще лучше. Это связано с тем, что у студентов, которые формируют свою самооценку в зависимости от положения других, нет достаточно оснований для развития и продвижения. Слабые видят пропасть между ними и "первыми", а "первые", более одаренные, не стремятся стать еще лучше, так как они и так уже "первые". Другими словами, они не видят смысла в стремлении стать первыми, так как они уже достигли эту цель.

Если же мы будем рассматривать вопрос о творчестве, то было замечено, что дети, которые сравнивали себя с другими, стремились выиграть у своих сверстников, их творческие работы были менее "свободны", менее "раскрепощены" и менее сложны, а также в меньшей степени отличались разнообразием.

Почему дети ограничивали свой полет фантазии и творческой независимости? Чем это объясняется? Это объясняется страхом проиграть. Именно страх не позволяет человеку свободно творить и мыслить. Боязнь сделать ошибку делает выступления участников соревнований похожими друг на друга. Так как никто не хочет рисковать. Поэтому они концентрируются на том, как не сделать ошибку, а не на том, чтобы действительно произвести впечатление на зрителей. Это делает человека менее спонтанным, менее восприимчивым к удивлению, менее гибким.

Более того, часть внимания концентрируется на СУДЬЯХ, которые сидят в зрительном зале. Здесь будет более важным произвести впечатление на СУДЕЙ, чем на зрителей. Таким образом, основная идея, суть и смысл любого выступления, а именно: выступить для зрителей, поразить их, вызвать у них катарсис, именно эта идея нивелируется и сводится на нет. А каково зрителю сидеть и подсознательно ощущать, что все это выступление направлено не на него, не для него, а для того, чтобы "очаровать" судей, которые выставят высокие оценки, а значит, предоставят возможность выиграть и занять ПЕРВОЕ место. Но мы продолжим этот ряд последствий и причин: первое место даст возможность участнику ощущать свою значимость и самоценность!

Вывод, который мы очень часто можем сделать, сидя в зрительном зале соревнований – я выступающему не важен, для него важно только его собственный успех, его ценность в ряду других участников соревнований. Согласитесь, далеко нелицеприятная перспектива.

Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы тебя люди похвалили. Лев Толстой

С другой стороны, если участники не соревнуются друг с другом, не доказывают друг другу, кто из них самый лучший, на этих концертах и выступлениях царит теплая дружественная атмосфера. Зрители ощущают полное внимание со стороны участников, а участники всю свою творческую энергию "изливают" в зрительный зал, не задумываясь над тем, как их оценят судьи и какое место они займут.

Подстройка под авторитеты

Еще одним очень важным элементом не в пользу соперничества – это подстройка под авторитеты. Нет самовыражения, нет критического мышления. Эти элементы очень сильно снижают степень творческого мышления. То есть, если я готовлю свое выступление, мне необходимо знать кто и как будет его оценивать. Чтобы добиться хорошей оценки, мне нужно будет подстроиться под стиль и "конфигурацию" оценки и мировосприятия авторитетов, которые будут оценивать вас. Таким образом, на экзамене я буду говорить то, что хочет услышать от меня мой учитель. Я буду отвечать ему так как он мне объяснял, а не так как я это понимаю и чувствую. Даже, если в глубине души я не согласен с тем, что утверждается авторитетным лицом, я все равно не смогу быть на "стороне истины", не смогу открыто выражать свое понимание, потому что от этого зависит моя оценка. Более того, "экзаменатор" может меняться от случая к случаю, поэтому и мне придется менять свое представление предмета. Таким образом, истинное положение вещей останется сокрытым от обоих.

 

Узкое развитие

Те, кто постоянно соревнуется, лишают себя возможности участия и развития в других сферах, где чувствуют себя менее уверенно. У них пропадает интерес к этим новым сферам. Таким образом, человек развивается в узконаправленной сфере, что ограничивает его возможности и тормозит его развитие. Но в жизни необходимо уметь делать многие вещи, и развивать разнообразие способностей и талантов, которые в нас заложены.

Мы же останавливаемся на одном и развиваем его "до упора". Все было бы хорошо, если бы не страдали другие сферы развития нашей личности. На их развитие мы тратим меньше времени, либо вообще не уделяем им внимания. Например, если вы знаете, что вы слабы в беге на короткие дистанции, вы с большей вероятностью станете избегать участия в этих видах состязаний. Так как вы заранее знаете, что не сможете занять достойное место. Хотя само участие в любых видах спорта и творческих видах деятельности, только идет на пользу и развивает кругозор человека. Вспомните старый, добрый девиз всех спортивных состязаний, который высказал Пьер де Кубертен, девиз спортсменов-олимпийцев : главное не победа, а участие! Но спросите у любого спортсмена, насколько он верит в это принцип, и насколько он соответствует его внутренней мотивации? Ни один спортсмен, который выиграл, не скажет: "Главное не победа, а участие!". Все это продукт нашего менталитета соревнования.

Продолжение...

Антон Медведев

Hosted by uCoz