Почему мы соревнуемся? 3 часть

Развитие и выигрыш

Теперь рассмотрим взаимосвязь между понятиями "развитие" и "выигрыш". Что в данном случае является целью, а что средством? Люди с соревновательной направленностью ставят выигрыш своей целью, а развитиесредством.

На самом деле развитие личности, его способностей, его потенциала должно быть целью, а никак не средством. В противном случае человек не сможет получить истинное наслаждение от самого процесса развития. И когда мотивация достижения цели окажется недостижимой человек остановится в своем развитии. Главное здесь необходимо понять, что является продуктом деятельности, и ради чего тратятся многие усилия. Развитие способностей становится просто инструментом для того, чтобы выиграть у другого. Таким образом, развитие личности низводится до средства, с помощью которого мы побеждаем других.

Давайте задумаемся: мы пытаемся хорошо и виртуозно овладеть игрой на скрипке, лишь только для того, чтобы выиграть у своего соперника, который в свою очередь, также развивает эти способности, чтобы выиграть у вас. Как много мы теряем! Мы перестаем наслаждаться самим процессом познания и обучения. Для нас важен только результат. Мы наслаждаемся только результатом своего труда: выигрышем. Более того, мы считаем, что наши усилия были напрасны, когда мы проигрываем соревнование, к которому так долго готовились. В результате счастливых участников соревнований всегда меньшинство: те, кто стоит на пьедестале почета, первые три места. Хотя и это иногда не оправдывается. Большинство участников уезжает неудовлетворенными и безрадостными.

Вот хороший пример. Вспомните, как получают серебряные медали команда, проигравшая в финале. По ним не скажешь, что у них радостное настроение по поводу выигрыша у тех, кто занял бронзовые награды чемпионата. Радость приносит только ЗОЛОТО, только ПЕРВОЕ место. Второе место рассматривается как "неуспех"! Поэтому, если вы имеете соревновательный тип характера, если вы ослеплены идеей "только победа", то вам трудно будет оставаться счастливым, если вы не первый. Вы сами сведете свое настроение в уныние и депрессию.

Хотя какое прямое отношение "проигрыш" имеет на настроение? Только мы сами ставим эти два понятия в прямую зависимость. Это похоже на то, когда мы себе говорим: если я буду в желтых штанах, я буду счастлив и буду хорошо себя чувствовать. Но если у меня не будет этих желтых штанов, мое настроение изменится. Вспомните советский фильм "Кин-Дза-Дза". Там загоралась "оранжевая" и "зеленая" лампочка, если на тебя направляли какой-то необычный прибор "визатор". Если загоралась "оранжевая" – ты "четланин"! Почет тебе и уважение! Если "зеленая" – ты "кацап", т.е. негативные чувства и эмоции.

Представьте себе человека, который проигрывая, не чувствует себя ущербно и не испытывает комплекс неполноценности. Такому человеку можно только позавидовать. Он свободен от этой зависимости: "Быть всегда первым!".

Если рассматривать сферу образования, то, по словам психолога Джона Хольта: "… мы разрушаем у детей любовь к обучению, давая им награды в виде оценок, золотых медалей, похвальных грамот, концентрируя их на достижении, а не на процессе".

Дублирование усилий

Одним из негативных "достижений" соревновательности – это дублирование усилий. Вместо того, чтобы посмотреть как сделал другой и поделиться своим опытом, мы делаем все сами. Гордость не позволяет! Так как каждый работает независимо, то он вынужден тратить больше сил и усилий, чем, если бы он работал в группе и делился бы достижениями своих товарищей.

Вот яркий пример и подтверждение из жизни в мире экономики. Помните первые компьютеры? Все они назывались iBM/ или клоны iBM- типа "искра". Почему именно iВM? Именно iBM предложила, так называемую открытую архитектуру - то есть выложила свои стандарты для всеобщего обозрения. Любой производитель мог на основе этих стандартов (для подключения) создавать свои устройства. По тем временам это был смелый шаг. И благодаря такому своеобразному сотрудничеству этой фирмы и всего мира, мы получили компьютеры. Кстати, фирма даже не ожидала возникшего спроса. Они планировали за первый год продать что-то около 500 устройств, а спрос превысил 10 000! А те, кто не желал сотрудничать, остался на прежнем уровне, например, игровая приставка "дэнди". А ведь они начинали почти в одно время. Вот, как говорится, вам живой пример из экономики.

Также "соревновательные" личности будут испытывать негативные чувства и эмоции по отношению к тем, кто им пытается помочь!

Соревновательность и соперничество не дает людям спокойно переживать неудачу и неуспех. Более того, переживать ее там, где ее фактически нет. Люди, которые проиграли в прошлом, не могут без страха повторения неудачи выполнить определенную задачу. Прошлый негативный опыт является причиной для депрессии, нервозности, плохого настроения. Настроение человека теперь становится зависимым от того, как он выступил в соревновании с другими людьми, а не от того, как он движется по пути личного развития. Хотя многие и утверждают, что некоторая доля беспокойства полезна для выступления, но только малая доля. В нашем случае беспокойство превосходит этот уровень в несколько раз и свою позитивную функцию уже теряет, не говоря о том, что знак меняется на противоположный.

Есть множество парадоксальных примеров того, как страх совершить ошибку порождает ошибку. Это утверждение подтверждают многие психосоматические исследования. Боязнь язвы порождает саму язву. Страх проиграть порождает сам проигрыш. И эта связь достаточно устойчивая.

Зависимость от проигрыша

У человека, который проиграл вчера, возникает желание выиграть сегодня. Другими словами взять реванш, отомстить "обидчику". Таким образом, человек попадает в зависимость от "проигрыша вчера", он постоянно думает о том, чтобы "выиграть сегодня". Так как чувство мести и злости не способствует более продуктивному выступлению, то и здесь можно с уверенностью сказать, что соперничество не способствует более эффективному выполнению поставленной задачи. В дополнение к вышесказанному, помимо желания выиграть сегодня, у человека параллельно возникает желание сорвать выступление соперника. Выиграть самому и не дать сопернику выиграть – это две разные вещи.

Поэтому силы соперников уходят не на улучшение выступление, а на то, чтобы не дать возможности другому выступить хорошо. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим пример, когда два человека пытаются достичь поставленной цели независимо друг от друга, и в ситуации, соперничества. В первом случае, нет никаких взаимоотношений, связей с соперником. Поэтому не возникает никаких чувств и эмоций по отношению к этому человеку. Вы нейтральны. Но во втором случае есть взаимозависимость. Наши "судьбы" взаимосвязаны и переплетены. Мы связаны правилами соперничества: мой выигрыш зависит от того, как другой будет выполнять поставленную перед ним задачу. Я уже не безразличен к тому, кто находится рядом со мной. Мне важно как он думает, что он чувствует, и даже как он относится ко мне. Здесь возникает вся гамма чувств и эмоций. И очень часто эта гамма имеет отрицательный оттенок. Как было упомянуто выше, наша зависимость заставляет меня желать неудачи сопернику. Относиться к нему как к моему врагу. Желание сорвать выступление соперника является легитимным!!! Это нормально и естественно, скажите вы, желать поражения или ошибки выступления своему сопернику. Таким образом, чувство неприятия к сопернику узаконено самими правилами соревнований.

Хотя все спортсмены и говорят, что нужно уважать соперника. Но почему они так говорят? Потому что они знают, что "уважая" соперника, есть больше шансов его победить. Уважение в данном случае не цель, а средство. Это не истинное, не подлинное уважение к человеку. Мы просто пользуемся "уважением" как средством. Более того, наш соперник вызывает у нас отношение средства, с помощью которого я могу добиться поставленной цели. Человек становится не субъектом, а объектом взаимоотношений.

Например, чтобы стать мне чемпионом мира, мне необходимо кого-то "нокаутировать", мне необходимо выиграть у того, кто претендует также на этот титул. Потому что если нет с кем соревноваться, нет и возможности стать первым. Мы рассматриваем людей с точки зрения насколько они выгодны или невыгодны нам. Если соперничество сталкивает людей в борьбе за превосходство, то это "тянет" за собой ухудшение взаимоотношения между участниками этой борьбы.

Вывод из всего этого может быть сделан только один: соперничество самым непосредственным образом разрушает отношения между людьми, делает их негативными. Не способствует установлению дружественных отношений и вызывает агрессию. Соперничество, другими словами можно назвать скрытой формой "войны". Потому что невозможно относиться с эмпатией к тому, кто может сделать тебя "неудачником". И не просто может сделать, а стремится к этому, и вы это хорошо знаете.

Спросите в дружном коллективе, где изучают, например, английский язык, хотели бы они узнать, кто из них лучше всех знает этот язык. Многие откажутся от этой затеи. Почему, спросите вы. Потому что как только они начнут это выяснять, отношения между ними разрушатся. Никому не хочется знать, что кто-то лучше, чем ты. В этом случае будет "счастлив" только один – тот, кто действительно знает лучше всех. Но "этого" счастья в коллективе мало! Человеку необходимо ощущать приятие других. Это приятие и принятие других стоит намного больше, чем ощущения себя "быть лучше".

Поэтому, если вы хотите испортить отношения с вашими друзьями и близкими – начните с ними соревноваться и соперничать. Хотя бы в малом, например, кто лучше одевается, у кого лучше автомобиль, чьи дети лучше учатся в школе, и так далее, примеров масса. Поверьте это испытанный способ. Это работает!

Продолжение следует…

Антон Медведев

Hosted by uCoz