Как правильно хвалить детей

Как родители мы хотим одного, чтобы наши дети нас слушались. Конечно, нам было бы приятно, чтобы нас слушались не только наши дети, но и не наши, чтобы нас слушались наши друзья, наши близкие, даже незнакомые нам люди. Например:

- Молодой человек вы бы не могли не курить здесь, на лестничной площадке?

- Да, конечно, извините, больше такого не повторится.

Приятно? Действительно приятно, когда нас слушаются и делают то, что мы хотим. Особенно приятно и важно, когда нас слушаются наши дети. Мы все хотим, чтобы ребенок делал то, что хотят от него родители. Чтобы ребенок вовремя приходил домой, чтобы за собой убирал со стола, чтобы…

Но почему это важно: слушаться своих родителей? Ответ очевидный: родители знают больше, у них больше опыта, а значит, у них есть все шансы привести своего ребенка к "светлому будущему". Но с одним условием! Знания и опыт родителей должны быть адекватными, и соответствовать действительности. Иначе наши дети будут следовать нашим ошибочным знаниям и стереотипам. Таким образом, чтобы вести детей в правильном направлении, нужно четко знать и осознавать, что это направление ДЕЙСТВИТЕЛЬНО правильное! Тогда, и только тогда наш ребенок действительно придет к "светлому будущему". Хотя не все родители это понимают. Многие думают, что ведут детей в правильном, с их точки зрения, направлении, хотя идти нужно совершенно в другую сторону.

Но сейчас не об этом. Это другая тема для дискуссии. На каждом родителе лежит ответственность определения "правильного" пути, правильной формы поведения и правильного мышления. Единственное, что мы хотели бы здесь подчеркнуть – это то, что начинать воспитывать ребенка надо именно с этого - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ!!!

Сегодня мы поговорим о втором шаге. А именно: как сделать так, чтобы ребенок захотел идти этим "правильным" путем. Что его будет мотивировать это делать. Так как у каждого человека есть свободная воля, то необходимо будет подумать, как с этой свободной волей ребенка обходиться и общаться.

Для того чтобы дети шли туда, куда указывают им родители, родители применяют способ, который является очень простым и понятным, а именно: они начинают либо хвалить детей, либо их наказывать. И действительно, порядок в мире, на протяжении всей истории развития человечества поддерживается этими двумя столпами: ПООЩРЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ. Рассмотрим вначале один из действующих механизмов мотивации поведения – поощрении.

Механизм поощрения

Механизм очень прост. Если мы хотим чтобы у ребенка закрепился определенный вид и форма поведения – мы поощряем его. Любое поощрение ПРИЯТНО. Желание повторить эти чувства и эмоции, которое заложено в человеке, побуждает ребенка повторять снова и снова этот определенный вид поведения. Например, чтобы приучить ребенка мыть руки перед едой, мы хвалим его каждый раз, когда он это делает, и ругаем, если он это отказывается делать.

У детей, по этому поводу, еще проще. Они отмечают то поведение и те поступки, за которые их хвалят, и повторяют это поведение, чтобы получить похвалу. С одной стороны, цель достигнута, руки вымыты! Вроде бы все хорошо. Но с другой стороны, если ребенок не будет видеть возможности получить похвалу со стороны родителей, он не станет поступать так, как нам хотелось бы.

Например, он приходит домой после школы, когда родителей нет дома, и сразу же садится за стол обедать, не помывши руки перед едой. Почему? Потому что в данной ситуации нет поощряющего элемента, нет родителя! Поэтому нашей задачей, задачей родителей, похвалить ребенка правильно. Похвалить так, чтобы это похвальное действие было автономным. Чтобы ребенок это делал не потому что его похвалит родитель, а потому что оно, это действие ПОЛЕЗНО само по себе. Например: мыть руки надо не потому что тебя похвалит папа или мама, а потому что это важно для здоровья самого ребенка. Он не отравится и не заразится вирусами и микробами, которые целыми отрядами и микрорайонами расположились у него на руках.

Тогда ребенок будет мыть руки, потому что он будет понимать весь ужас немытых рук и всю безопасность рук чистых. Тогда его взаимодействие с этим миром будет строится на причинно-следственных связях этого мира: т.е. поступил таким образом – получи результат отрицательных эмоций и чувств. Сделал по-другому, сделал правильно – милости просим в рай положительных эмоций.

Другой пример: ребенок показывает маме свой рисунок. Ребенку очень важна оценка родителей. Он через оценку родителей пытается понять – получается у него рисовать или нет.

Он, таким образом, ищет путь к правильному рисованию. Поэтому если мама скажет: "Молодец! Хорошо нарисовал!". Эта фраза ничего не говорит ребенку о том, как нужно рисовать. Она не указывает путь. Она говорит лишь о том, что его родителям понравилось. Но ЧТО именно понравилось? Что вызвало такую реакцию? Уловив то, что родители не слишком заморачиваются оценкой самого рисунка, а просто, чтобы не обидеть всегда говорят "Молодец!", ребенок начинает рисовать ради того, чтобы показать родителю нечто им нарисованное. И ребенок рисует, но рисует, чтобы его похвалили. Он себе зарабатывает на самооценку. Он понимает, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы иметь высокую самооценку, надо делать то, что нравится родителям. Они меня тогда хвалят! Если я буду рисовать хорошо, они меня похвалят, но если я буду рисовать еще лучше , они еще больше меня похвалят. Вот зачем нужно развиваться и совершенствовать навыки и способности рисования! И не только рисования. Есть бесчисленное поле деятельности, где я могу преуспеть. Главное найти то, где я в большей степени талантлив и одарен. Именно в той области у меня будет больше шансов заработать себе на самооценку. Поэтому, если с рисованием у меня не получится, т.е. я не смогу рисовать более или менее хорошо относительно других детей, то можно со спокойной совестью это бросить и попробовать себя в другой сфере.

Но в этом способе мышления кроется большая ошибка. В погоне за самооценкой мы бросаем те виды деятельности, в которых мы не чувствуем себя способными. Мы сравниваем себя с другими, видим, что не можем конкурировать в этой сфере, и оставляем этот вид деятельности. Потому что, и это очень логично, этот вид деятельности не принесет нам поощрения со стороны других, соответственно, мы не получим морального удовлетворения, которое выражено в поднятии нашей самооценки. Мы не сможем гордиться собой, потому что у меня не так хорошо получается как у других. Нет возможности роста самооценки, нет смысла заниматься этим видом деятельности.

Но давайте посмотрим на сам процесс рисования. Давайте спросим у себя: почему рисовать - это хорошо?

Почему сам процесс рисования является развивающим и необходимым элементом развития? Почему, например, мы часто привлечены идеей совершенствования навыка, но забываем о преимуществах и выгодах самого навыка, как такового? Для нас важно чтобы наш ребенок не просто рисовал, а ХОРОШО рисовал. Конечно, мы не пытаемся сказать, что это не важно, что совершенствование в науках и искусстве – это не то, к чему стоит стремиться. Нет, вовсе нет. Мы пытаемся сказать, что мы неправильно понимаем суть совершенствования и развития. Очень часто мы используем совершенствование как способ поднять себе или, в данном случае, нашему ребенку самооценку. И видим в этом единственную задачу и возможность.

Например, наш ребенок хорошо нарисовал пейзаж утреннего восхода солнца. Он правильно передал цвета и оттенки, полутона и тени. У него правильная композиция и соотношение цветов. Мы рады, что у него это получилось! Мы горды нашим ребенком! Мы говорим ему это, и он начинает гордиться самим собой! Его самооценка растет, и он чувствует себя соответственно: хорошо! Вроде бы все хорошо, все так и должно быть, но…

Дело в том, когда ребенок рисует, он проникает в суть вещей, которые он пытается отобразить. Он ощущает красоту и испытывает радость от этого переживания красоты природы и реальности, которая открыта перед его взором. Желание пережить и отобразить красоту на бумаге – является целью и смыслом любого искусства. Желание переживать красоту мелодии во время пения – является целью и смыслом самого процесса пения. Желание испытывать красоту речи, ритма, слога – является целью и смыслом стихотворной деятельности. Мы же, родители, часто низводим этот высший смысл до уровня повышения своей самооценки, путем развития умения и совершенствования навыка. Ребенка нужно вести к красоте переживания мира через искусство поэзии, музыки, рисования. Тогда ребенок привлечется к самому главному - КРАСОТЕ, и ему уже будет безразлично как хорошо или плохо он рисует, поет, танцует относительно других. Он будет петь на СВОЕМ уровне и будет получать удовольствие на СВОЕМ уровне. А стремление к совершенствованию будет мотивацией к еще большему переживанию этой красоты. Чем больше умеешь, тем больше видишь, чувствуешь, тем больше и насыщенней переживания.

Вот в чем смысл совершенствования в искусстве! Многие дети бросают заниматься определенным видом искусства лишь потому, что видят, что у них не так хорошо получается как у других. Потому что мы, родители привили им идею того, что "либо ты рисуешь хорошо, либо вообще не стоит этим заниматься". Поэтому похвала родителей в данном случае, должна состоять в форме воодушевления, привлечения к чувствам и привлечения к самой красоте реальности мира, природы, людей, а не привлечения к "медалькам", оценкам и получения похвалы от родителей.

Правильная похвала не должна "зацикливать" ребенка на самом себе, на своей самооценке, но открывать перед его взором весь мир, во всей своей красоте и многообразии.

Посмотрите на ребенка, который поглощен интересом и упоен радостью познания мира через искусство рисования. Он сидит и рисует. Его мир на кончике карандаша, с которого вытекают чувства, мысли, переживания на плоскость бумаги. И это нематериальное и неосязаемое приобретает уже осязаемую форму и очертания, посредством движения руки и прикосновения к холсту или бумаги. Происходит "ЧУДО ПЕРЕХОДА" невидимого мира в мир видимый. Вот, что поистине завораживает и влечет!

Ему совершенно не важно, на каком уровне он рисует, плохо или хорошо, он чувствует и переживает – вот, что для него сейчас важно. Искусство рисования дает эту возможность. Возможность чувствовать и переживать красоту мира.

Почему же мы не пользуемся этой возможностью, а оцениваем только с точки зрения: поможет это мне поднять свою самооценку или нет? Почему нельзя ПРОСТО рисовать, ПРОСТО писать стихи, ПРОСТО писать музыку, ПРОСТО петь, и ПРОСТО танцевать. Почему необходимым условием, чтобы этим заниматься является ХОРОШО рисовать, ХОРОШО писать стихи, ХОРОШО петь, и ХОРОШО танцевать. Как же много мы теряем в погоне за самооценкой, за похвалой!

Великому человеку похвала, в обычном понимании этого слова, не нужна. Он слишком занят красотой мира, чтобы думать о себе.

Он растворяется в этих чувствах и перестает существовать. Для него не важно, что о нем подумают люди, как оценят его творчество, для него важна лишь красота – красота природы, музыки, поэзии, в которой он теряет себя и в этой потере он находит свое истинное "я".

В нем будет присутствовать еще одно желание – это поделиться этим переживанием с другими людьми, донести до них без искажений свои чувства и эмоции. Поэтому, если его произведение, его творчество находит отклик в душах других людей, и они начинают чувствовать то, что чувствует он, у него появляется еще одно прекрасное переживание – он рад за этих людей, он разделяет это чувство с другими. А разделенное чувство радости с другими, умножает его радость.

Помните, когда мы приводили пример, где ребенок, нарисовав рисунок, несет показывать его родителям. Он несет, чтобы мама его похвалила. Теперь же когда ребенок будет очарован самим процессом творчества, красотой мира, который он прочувствовал и который отобразил на бумаге, теперь он будет идти и показывать свой рисунок маме не для того, чтобы она его оценила и похвалила, но чтобы пережила такие же подобные радостные чувства, которые испытывал он сам. Чтобы она разделила с ним его чувства.

Вот это и есть психология искусства и совершенствования в искусстве. Сможем ли мы, родители, привести наших детей к этой идее? Сможем ли мы хвалить наших детей правильно? Воодушевляя их на еще больший интерес к этому миру.

Давайте хотя бы попробуем.

Но начинать придется с себя. Потому что, не научившись чувствовать и переживать красоту мира, как можно научить переживать эту красоту наших детей.

Антон Медведев

Hosted by uCoz