Почему мы соревнуемся?

Наша жизнь представляет собой поток разнообразных событий и явлений. Одни события становятся менее яркими и заметными, другие продолжают нас воодушевлять и привлекать своей новизной и величием. Многие вещи, которые раньше воспринимались нами как необычные и новые, по прошествии некоторого времени становятся неприметными. Они становятся "буднями" нашей жизни. Как бы вы отреагировали на заявление о том, что человек может перемещаться из одной точки пространства в другую за считанные доли секунды? Или о том, что ученые нашли способ обучения детей, при котором дети смогут освоить программу средней школы за один час!? Конечно, эти заявления привлекают наше внимание. Также как и заявления, что стирать можно без порошка, а спать 3 часа в день!

Сегодня мы поговорим о психологических аспектах соперничества. Как мы видим, вся наша жизнь буквально пропитана соревновательностью и соперничеством. Мы соревнуемся всегда и везде. В спорте, на производстве, в шоу-бизнесе, в искусстве, в семьях, с друзьями. В этом процессе задействованы все категории и типы людей: мужчины, женщины, молодежь и пожилые. Более того, мы учим соперничать наших детей в школах и детских садах, и соперничать с неменьшим рвением, чем это делаем мы, взрослые. Но самое главное – это мы считаем, что психология и практика соревновательности и соперничества очень полезна для процесса развития индивидуума, развития характера, силы воли, мотивации к совершенствованию себя и развитию своего внутреннего потенциала.

Все "обычные" идеи не только подвергаются сомнению многими современными психологами, но и доказывается их отрицательное воздействие. Актуальность данной темы вытекает не только из индивидуальной составляющей, но связана с общим выживанием человеческого вида на планете Земля. Так как мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым, новые, и в некоторой степени революционные идеи о психологии соперничества и соревновательности представляет собой необходимый элемент осознания того, что мы делаем, как себя ведем должно быть не только пересмотрено, но и перестроено.

Идеи единства и сотрудничества, как основной составляющей выживания человеческой расы на глобальном уровне не новы. Нова идея отрицательного влияния того поведения, которое мы считаем положительным.

Страсть быть Первым!

Иногда человеку очень сложно остановиться и подумать о том, что он делает изо дня в день. Мы просто дышим воздухом и не думаем над природой и химическим составом данной среды. Рыба не задумывается о природе воды, она не может себе представить, что воды могло и не быть вообще. А раз так, то она и не замечает, что вода существует. Это очень интересная аналогия, потому что многие вещи, которые мы делаем, мы не задумываемся, почему мы это делаем, и правильно ли мы это делаем.

Соперничество окружает нас повсюду. Поэтому мы даже себе не можем представить, что жить без этого не только можно, но и нужно. Для современного человека выиграть – это не только все, это единственное, что нужно рассматривать. Для начала посмотрим на феномен соперничества более пристальным взглядом, чтобы прийти к более тонкому пониманию этого механизма.

Итак, есть два вида соперничества. Представьте себе двух голодных людей и одну тарелку супа. Первый вид соперничества назовем "структурным". В этом случае вы не будете спокойно сидеть и ждать, пока ваш сосед станет ПЕРВЫМ обладателем этой тарелки супа. Вы начнете с ним соперничать, потому что вы также голодны как и он. От этой тарелки супа зависит ваша жизнь. В первом случае соперничество приемлемо, ибо идет борьба за выживание, борьба за "суп".

Но есть и другой тип соперничества. Это когда для меня важно быть "Первым"! Суп уже не важен. Второй вид соперничества назовем – "мотивационным". Во втором случае речь идет о психологической мотивации быть первым, получить признание и более высокий статус.

Мы боремся за мяч, чтобы забить гол, потому что мяч в сетке ворот означает признание, означает быть первым. Тут уже "не важен суп". Например, одинаково знаменитыми людьми могут быть и те, кто умеет шевелить мозгами и те, кто умеет шевелить ушами. Тот, кто бегает быстрее всех людей на земле стометровку, даже в большей степени стяжает почет и уважение, чем тот, кто изобретет стиральную машину, которая стирает без порошка, хотя пользы обществу, экологической целесообразности от этого изобретения будет гораздо больше и значимей.

Теперь давайте вспомним детскую игру "Царь горы", где задача участников оказаться единственным на вершине горы. В случае потопа, вам просто необходимо там оказаться и это соперничество будет борьбой за выживание, а соответственно, приемлемым. Но никакого потопа нет. И еще, заметьте, единственным! Если там будет стоять двое участников, вы будете неудовлетворенны. Точно также как были неудовлетворенны спортсмены-фигуристы на одном из чемпионатов мира по фигурному катанию, когда два первых места поделили между собой две пары. Чего тебе еще надо? Ты на высшей ступеньке почета! Нет, мне этого мало, мне необходимо быть там единственным! Все это наша страсть быть Первым! Мы буквально ослеплены этой страстью.

Таким образом, важно не обладание объектом соревнования, а выяснение ценности участников соревнования. Поэтому соревнования устраиваются таким образом и по четко определенной схеме: мой выигрыш – это обязательно твой проигрыш. То есть, чтобы я смог выиграть, другой, обязательно должен проиграть. Двух выигравших быть не может. Например, если "Мисс Киев" выигрывает, то "Мисс Житомир" обязательно проигрывает. Таким образом, мы имеем людей, которые постоянно сравнивают себя с другими людьми в ситуациях, где это совсем не необходимо.

Также соперничество может быть проявлено как между индивидуумами, так и между группами людей. В группе индивидуумы действительно могут сотрудничать, но это сотрудничество ради соперничества с другой группой. Поэтому основным мотивом является все-таки соперничество.

В нашей жизни мы постоянно пытаемся добиться и достичь определенных целей. Есть три возможные пути достижения целей: соревнуясь, сотрудничая и независимо друг от друга. Многие полагают, что достижение некоторых целей возможно только, если участники будут соперничать. Но это ошибка. Например, человек может поднимать тяжести, соревнуясь с самим с собой. Но соперничество предполагает взаимодействие и взаимосталкивание двух и более индивидуумов в борьбе за статус и положение.

Действительно ли соперничество неизбежно?

Но многие могут заявить, что соперничество – это часть человеческой природы. Если это часть, то ее невозможно изменить, как невозможно стереть пятна со шкуры ягуара. Дело в том, что сотрудничество также как и соперничество, в равной степени занимает свое место в жизни человека. Неоспорим также тот факт, что соперничество – это феномен, которому человек обучается , приобретает его в процессе жизни.

Известно высказывание одного из ученых, который исследовал эту проблему, Эшли Монтагу о том, что многие говорят, что человечество выжило благодаря тому, что соперничало. Но человечество выжило благодаря тому, что некоторые члены этого соперничающего общества сотрудничали.

Регулярные примеры детей до трех лет указывают на то, что в игре дети сами и спонтанно делятся своими игрушками, по очереди играют. Это должно насторожить тех, кто все еще думает, что соперничество врожденное качество человека. Еще одно доказательство это работа В. С. Алли "Кооперация среди животных", где красной линией проходит основная тема о том, что в животном мире больше кооперативных примеров, чем соперничающих. Вот некоторые примеры этого. Бабуины и газели сотрудничают в случае опасности. Последние смотрят, первые слушают и используют обоняние. Шимпанзе охотятся вместе. Также как и пеликаны ловят рыбу корпоративно. И последним мощным доводом является то, что для выживания более эффективным средством является именно сотрудничество, а не соперничество.

Примеров того, что люди обучаются соперничеству также множество. Вся наша образовательная система построена таким образом, что, если вы студент и знаете ответ, а учитель вызвал другого, то вы непременно будете желать, чтобы этот студент ошибся или не дал ответа вообще, для того, чтобы именно вам представилась возможность ответить на вопрос и учитель вас похвалил за это. Дети действительно смотрят друг на друга в школе как на врагов.

Помогать другому ученику отвечать рассматривается как большой "грех". За это учителя наказывают. Мы учим детей соперничать и соревноваться со школьной скамьи, если не раньше. Ошибка соседа по парте рассматривается как успех для себя. Его печаль является причиной радости для соседа. Есть только один победитель. Ты либо успел написать работу первым, либо ты проиграл. Двух первых мест не бывает.

Мы также учим наших детей, что все игры должны иметь выигравшего и проигравшего. В действительности, в играх должны все выигрывать. Но наш менталитет построен таким образом, что игра это процесс: "как стать Первым". Вот, что самое главное! Игра не важна, важен результат. Однажды известный психолог Жан Пиаже, общаясь с шестилетним Макаром, спрашивает его: "Кто выиграл?" "Мы оба выиграли" - отвечает Макар. "Но кто выиграл больше?"… Пиаже не только учится у маленького "информатора", он еще его и учит!

Проведенный ниже эксперимент еще раз доказывает, что соперничеству мы учимся. В одной из групп экспериментаторы предложили детям соперничающий вид деятельности и обучения. Потом – корпоративный. 65% детей высказались, что им больше понравился последний.

Рассматривая другие культуры, мы также можем убедиться в правильности наших предположений. Изучая доисторические культуры можно сделать вывод, что доисторические общества были в значительной степени корпоративны. Основным отличием было именно степень взаимосвязанности и коллективности. Интересны будут описания при изучении примитивных народов живущих в наше время, исследователя Маргарет Мид. В своей книге: "Сотрудничество среди Примитивных Народов" она отмечает:

• Индейцы Зуни. Ориентация их всех социальных институтов – принцип сотрудничества. Нет стремления к накоплению материальных благ. Имеется общий свободный доступ к вещам, соответственно нет соперничества в экономической сфере. Основным развлечением является "кум" – религиозный ритуал, четырехмильный забег. Каждый имеет право участвовать в забеге. Выигравший не получает заметного признания и его имя даже не объявляется. Интересен даже тот факт, что те, кто постоянно выигрывают, не допускаются к забегу.

• Иракские индейцы. Сельскохозяйственная деятельность построена таким образом, чтобы получить удовольствие от групповой работы.

Также отмечается более высокий уровень сотрудничества и кооперации в неурбанизированных культурах. Например, израильские дети кибуцы более коллективны, чем их городские сверстники.

Все это говорит о том, что примеров людей, которые не соперничают достаточно, чтобы отвергнуть идею врожденности.

Продолжение ...

Антон Медведев

Hosted by uCoz