Как правильно хвалить детей

Теперь о том, как правильно хвалить детей.

Здесь нужно сразу же сказать о том, в чем действительно нуждаются наши дети. Это БЕЗУСЛОВНАЯ любовь и поддержка. Это совершенно противоположно тому, когда мы говорим: "Молодец!". "Молодец" - это похвала условная. Похоже как в цирке. Дети прыгают через обруч, нам это нравится, нам это выгодно, и за это мы награждаем их "пряником". Чтобы перестать хвалить их таким образом, необходимо пересмотреть наши привычки и желания. Убедиться в том, что это не работает, или, что еще хуже, мешает ребенку правильно развиваться. Изменить своей привычке всегда было делом нелегким. Нелегко будет и здесь.

Проблема не в том, что дети постоянно пытаются "заработать" нашу похвалу, а в том, что мы, ограничиваемся условной похвалой. Мы не объясняем, не помогаем им развивать навыки и способности, которые необходимы в жизни; дети концентрируются на том, на чем не стоит концентрироваться. Вот примеры правильной поддержки и похвалы.

1. Лучше вообще ничего не сказать.

Если у вас возникает желание похвалить ребенка и сказать ему "Молодец", попробуйте не делать этого. Не делаете своему ребенку "медвежью услугу". В данном случае не сказать ничего будет лучше. Хотя вначале вам будет очень трудно удержаться от этого. Но это всего лишь первый шаг. Для того, чтобы похвала возымела свое позитивное действие, необходимы следующие шаги.

2. Просто опишите, что вы видите.

Например, ребенок, придя с улицы, поставил свою обувь на место в шкаф. В этом случае, нужно сказать: "Я вижу, ты поставил свою обувь на место". Или еще проще: "Ты сделал это". Ребенок почувствует, что вы это заметили, и у него будет повод для собственной гордости.

Другой пример, ребенок нарисовал рисунок. Что можно сказать в этом случае? "Я вижу, сегодня ты использовал много красного цвета". Или "Какая большая гора на твоем рисунке". Таким образом, мы концентрируем ребенка на его рисунке. Этим самым мы еще больше привлекаем его к предмету его творчества.

Еще одна ситуация. Ребенок поделился своим печеньем со своим другом. Здесь нужно отметить ПОСЛЕДСТВИЯ этого поступка на других людей. Например, "Смотри, как Павлик обрадовался, когда ты поделился с ним своим печеньем, посмотри, как он счастлив!". Заметьте, как это отличается от простой похвалы. Ребенок учится видеть чувства других людей, он учится сопереживать чужое счастье, и самое главное, ему еще больше хочется быть щедрым, у него возникает еще большее желание делиться с другими. Тогда как во втором случае ребенку будет интересно только свое собственное состояние, его "корона".

Процесс декодирования ребенком нашей фразы "Молодец" будет таким: "О, взрослым нравится, когда я делюсь своим печеньем с другими детьми. За это они меня хвалят. Надо запомнить".

3. Меньше говорите, больше задавайте вопросов.

Вопросы даже лучше простого описания. Например, можно задать вопрос: "Что было сложнее всего нарисовать в этом рисунке?", или "Как это у тебя получилось определить правильный размер головы относительно тела?", или "Почему ты нарисовал траву черной краской, а не зеленой?". Все эти вопросы питают интерес ребенка к рисованию, к творчеству. Похвала в виде "Молодец" имеет совершенно противоположный эффект.

Хотя не вся похвала является разрушительной. Главное, это определиться нам, взрослым со своими мотивами: что мы хотим от ребенка, когда его хвалим. Это может быть искренний энтузиазм и восхищение его поступком, а может и манипулирование его поведением.

Поэтому плохие новости состоят в том, что позитивная похвала и поощрение не всегда являются позитивной. Хорошие новости – необязательно оценивать ребенка, чтобы его поддержать и воодушевить.

Антон Медведев

Hosted by uCoz