Что есть красота? Продолжение

Еще раз оговоримся, что мы будем говорить о физической красоте. Какая красота более ценна: внутренняя или внешняя, об этом мы поговорим немного позже.

Итак, давайте вместе с вами рассмотрим простой пример. На дороге лежал обычный камень. Мимо него проходил обычный человек, увидел его, пнул ногой, и пошел дальше своей дорогой. Через некоторое время по этой же дороге проходил другой человек. Он был художником. Он также увидел этот камень. Но, в отличие от первого, он остановился, подошел к нему, нагнулся, взял в руку, посмотрел со всех сторон, и с восхищением сказал: "Какой красивый камень!".

Здесь возникает два вопроса. Во-первых: почему один человек прошел мимо, а второй – остановился? Во-вторых, этот камень, который поднял второй человек, действительно красивый сам по себе, или это человек наделил своим внутренним восприятием красоты этот камень? Это его внутренняя концепция и представление о красоте совпала с формой камня? То есть сам камень по себе не красив, не безобразен. Он нейтрален. Но мы, люди придаем ему свою субъективную оценку. Поэтому один человек может сказать, что камень красив, другой – нет. И, что самое главное, оба будут правы. У каждого свое понимание красоты. Вывод: объективной красоты не существует! На вкус и на цвет, товарищей нет.

Или есть? Допустим, что этот камень красив сам по себе. Он уже наделен объективной красотой. Но мы, люди оцениваем эту степень красоты камня и даем свою собственную оценку. Но почему, один человек не увидел этой красоты, а другой (художник) заметил? Хотя камень был красив сам по себе для обоих в равной степени. Чтобы лучше понять эту ситуацию, представьте, что вы стоите на пешеходном переходе и ожидаете зеленого света сигнала светофора, но с ужасом видите человека, который начинает переходить улицу на "красный". Вы пытаетесь остановить его, но он ничего не понимает. Оказывается этот человек дальтоник. Тогда все становится понятно. Понятно для нас, но не для человека страдающего дальтонизмом. Ему невероятно сложно поверить и признать, что на самом деле цвет красный, просто ОН его не видит. То есть красота ОБЪЕКТИВНА и существует независимо от нас.

Во мне ли красота, внутри или снаружи? Вот в чем вопрос. Но может быть еще более важный вопрос, на который надо ответить – зачем пытаться все это понять, и нужно ли так "париться", чтоб на него ответить?

Вот несколько примеров из жизни, которые показывают, всю важность знания ответа на этот вопрос.

Однажды мама привела своего 15-летнего ребенка на концерт классической музыки. Ребенок послушал и сказал: "Какая муть!". Мама, конечно же, была расстроена и попробовала его убедить в том, что классическая музыка очень красивая музыка. На что ее ребенок быстро и уверенно ответил: "Это для ТЕБЯ мама она красивая. МНЕ она не нравится. На вкус и на цвет, товарищей нет". Что вы станете делать? Будете ли вы продолжать воодушевлять вашего ребенка на прослушивание классической музыки, или же оставите ребенка со своим мнением? Ответ на этот вопрос лежит в знании ГДЕ "находится" красота? Если красота классической музыки объективна, то непонимание вашим ребенком этой красоты зависит от него самого, от РАЗВИТОСТИ внутреннего чувства красоты самого ребенка. А так как оно не развито, то это естественно, что он ее не понимает и не чувствует. "Красота в глазах смотрящего".

Этот афоризм говорит о том, что для того, чтобы увидеть нечто красивое необходимо два условия: наличие самой красоты, а также развитой способности эту красоту видеть.

Посмотрите на этот рисунок.

Что вы видите? Многие скажут, ничего. Но, если присмотреться, вы увидите три больших кольца, увидите то, что не видят другие. Это стерео-картинка. Просто нужно смотреть на нее определенным образом, напрягая мышцы глаз.

Пример очень яркий и простой. Многие скажут, что там ничего нет. Но в действительности, там есть рисунок. Этот рисунок реально существует! Его реально и осознанно рисовал человек. Просто, не обладая навыками и развитыми способностями смотреть определенным образом, мы действительно ничего там не увидим. Единственная вещь, которая позволяет нам напрягаться, развивать способность, приобретать навыки видения таких картинок – это ЗНАНИЕ того, что там действительно что-то нарисовано! Благодаря этому знанию мы не откладываем рисунок в сторону! Мы пробуем еще и еще раз.

Как вы думаете, почему Винсент Ван-Гог за всю свою жизнь продал только одну картину? Кстати, это была картина "Красные виноградники".

Почему в его время, его современники не оценили этого? Почему сейчас мы восхищаемся ими, а некоторые из этих картин признаны самыми дорогими (в денежном измерении) картинами в настоящее время. Они как-то стали более красивыми сегодня? Нет. Или люди, которые жили в его время, не смогли узреть в этих картинах ту красоту, которую вложил в них Ван-Гог? Почему холст и краски так дорого продаются, ведь это всего лишь кусок материи и маслянистые вещества разного цвета? Дело в том, что ценители искусства покупают не краски и холст, а ОСОБОЕ расположение красок на хосте. Именно особое и определенное расположение красок на хосте делает эту картину гениальной или нет.

Вот еще один из ярких примеров. Посмотрите на этот рисунок.

Это работа великого художника абстракциониста. Эта картина была продана с аукциона за 20 миллионов долларов. Она несет огромный духовный заряд. Ее выставляют только раз в год и только на одну неделю в Лувре.

Все великие ценители искусства мечтают о том, чтобы иметь в своей коллекции это полотно. Вы узнали эту работу и имя этого художника?

Имя этого художника – осел.

Да, да, именно, обычный ослик. Мы просто взяли осла, смочили его хвост краской, подставили полотно, ослик взмахнул хвостом, раз, другой, и картина готова. Потом мы вывесили эту картину в музее современного искусства вместе с работами действительно великих художников. Поэтому не только вы, но и остальные люди, кто приходили в этот музей пытались найти нечто гениальное в этой картине. Как сказал Конфуций: "Трудно искать черную кошку в черной комнате, особенно, когда ее там нет". Мы извиняемся, что вначале нам пришлось вам рассказать всю эту чушь о якобы великом художнике. Но этот пример заставляет нас задуматься о многом.

Итак, если критериев красоты не существует в реальности, более того, красота является чисто субъективным понятием, то, каким образом тогда мы можем отделить действительно ВЕЛИКОЕ произведение искусства от примитивного. Тогда любой человек и даже животное может за несколько минут, не сильно напрягаясь, создать ВЕЛИКОЕ произведение. Например, можно зарядить пистолет красками и выстрелить в холст, а затем всем рассказать, что я создал красивую картину. Тогда можно думать о себе, как о великом художнике, а на самом деле им не являться. Другие также могут превозносить вас, как гениального человека, но это также будет глубочайшим заблуждением.

Если вы захотите создать, если не великое, то, как минимум ХОРОШЕЕ произведение искусства (картину, стихотворение, поэму, мелодию, танец…), что для этого нужно? Задумайтесь над этим…

Итак, попытаемся ответить на главный вопрос: существует ли красота объективно или нет? Если существует, то какова ее общая ФОРМУЛА?

Посмотрите на этот рисунок тела человека.

Чувствуется, что форма тела этого человека очень гармонична. Художники сразу же почувствуют эту гармонию и красоту.

Теперь посмотрите на этот.

Если вы измерите его анатомические данные, то вы удивитесь тому, что в отношении размеров частей тела этого человека присутствует какая-то строгая закономерность и определенная пропорциональность. Эта пропорциональность размеров составляет – 62  :  38 = 1,625 ! Если быть точным – 0,618 : 0,382

Такое числовое соотношение размеров неслучайно. Это общая закономерность и общая формула КРАСОТЫ! В истории она известна как "Золотое Сечение" или "Золотая Пропорция".

Не вдаваясь в глубину доказательств наличия "Золотого Сечения" в природе, музыке, архитектуре, поэзии и так далее, мы можем сделать очень важный для нас вывод: КРАСОТА СУЩЕСТВУЕТ ОБЪЕКТИВНО!

Продолжение следует…

Антон Медведев
Hosted by uCoz